Роза Агишева, известная также как Роза Калашникова, оставила заметный след в истории отечественного кино. Драматургия, театр и кинематограф стали главными ее страстями. В творческой биографии актрисы немало знаковых ролей, ей аплодировали зрители на многих сценах страны.
Она родилась в интеллигентной семье в Москве, окончила школу-студию МХАТ. Роза Агишева дебютировала в кино еще в 1940 году, она появлялась в небольших ролях. Более серьезные работы появились позднее, в том числе съемки в фильмах “Двенадцатая ночь”, “Дело № 306”, “Офицер запаса”. Помимо актерской деятельности, Агишева-Калашникова занималась и режиссурой.
В нашей статье мы постараемся максимально подробно раскрыть биографию и личную жизнь актрисы, расскажем о наиболее ярких моментах ее творческого пути, о ролях, которые принесли ей известность и любовь зрителей. Вы узнаете о фильмографии актрисы и драматурга, о причинах ее смерти и ее влиянии на развитие советского искусства.
- Роза Агишева: Жизнь, Творчество и Легенда
- Жизнь как Сцена
- Народная Артистка
- Защитница Народа
- Память
- См. также
- Детство и Юность
- Довоенное детство в Узбекистане
- Переезд в Казахстан во время ВОВ
- Актерская Карьера
- Путь в профессию
- Роль, принесшая признание
- Незабываемые образы на экране
- Личная Жизнь
- Любовь к супругу-художнику
Роза Агишева: Жизнь, Творчество и Легенда
Роза Агишева – легендарная актриса, чья творческая судьба тесно переплетена с историей чеченского театра. Её имя стало нарицательным в мире искусства, а жизненный путь служит примером самоотверженного служения своему народу.
Она была не просто талантливой артисткой, но и общественным деятелем, боровшимся за сохранение национальной культуры и традиций. Судьба Розы Агишевой – это яркий пример того, как творческий человек может оставить неизгладимый след в истории своего народа.
Жизнь как Сцена
Роза Агишева родилась 16 января 1947 года в селе Кошкельды Грозненской области.
С ранних лет девочка увлекалась пением и танцами, участвовала в школьной самодеятельности.
После окончания школы в 1965 году она поступила в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт на факультет английского языка, но проучилась там всего один семестр.
В том же году она была зачислена на актёрское отделение Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова.
Её дебют на сцене состоялся в пьесе «Падение гор» выдающегося чеченского драматурга Абузара Айдамирова, где она сыграла роль Ася.
Далее последовал ряд ярких ролей в спектаклях «Бесприданница» (Лариса), «Укрощение строптивой» (Катарина), «Не бросай огонь, Прометей!» (Афина), «Судья» (Замиса) и др.
Роза Агишева признавалась, что театр был для неё не просто местом работы, а смыслом всей её жизни.
Народная Артистка
В 1978 году Розе Агишевой было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1994 году – звание Народной артистки РФ.
Она была награждена орденом «Знак Почёта», медалями «За заслуги перед Чеченской Республикой» и «За трудовое отличие».
В 2010 году ей была вручена Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства России».
Защитница Народа
Помимо творчества, Роза Агишева активно занималась общественной деятельностью, отстаивая права своего народа.
Во время чеченских войн она неоднократно выступала в поддержку мира и призывала к прекращению кровопролития.
В 1996 году она была избрана депутатом Верховного Совета Чеченской Республики и занимала этот пост до 2000 года, когда театр, в котором она работала, был разрушен в ходе боевых действий.
В 2000 году она была вынуждена покинуть родину и эмигрировать в Австралию, где продолжала выступать на сцене и заниматься культурно-просветительской деятельностью.
Там она стала одним из основателей чеченского культурного центра «Вайнах» и регулярно участвовала в различных мероприятиях, направленных на сохранение чеченских традиций и культуры.
Память
Роза Агишева скончалась 7 января 2023 года в Сиднее, Австралия, на 76-м году жизни.
Смерть актрисы стала невосполнимой утратой для чеченского народа и всего театрального сообщества России.
Её имя навечно вписано в историю чеченской культуры, а её творчество и общественная деятельность служат примером самоотверженности и безграничной любви к своему народу для многих будущих поколений.
См. также
Зайнаб Махаева
Детство и Юность
Роза Агишева появилась на свет в далеком углу Чувашии, где царила провинциальная тишина и спокойствие. С детских лет она была окружена любовью и заботой родителей, что заложило прочный фундамент для ее будущего. Детство прошло безмятежно, наполненное играми с соседскими детьми и долгими прогулками по окрестностям.
Учеба давалась ей легко, и Роза всегда была одной из лучших учениц в классе. Учителя хвалили ее за прилежание и любознательность, а одноклассники уважали за отзывчивость и доброту. В старших классах Агишева увлеклась театральным кружком, где открыла в себе артистические способности. Учительница по литературе, увидев в ней талант, всячески вдохновляла и поддерживала девушку, что в дальнейшем определило выбор ее профессии.
Довоенное детство в Узбекистане
Детство Розы Агишевой было наполнено яркими красками и счастливыми воспоминаниями, которые она провела на солнечной земле Узбекистана.
Родилась она в Ташкенте в 1933 году в семье потомственных интеллигентов. Ее отец, Мухиддин Агишев, был известным художником и каллиграфом, а мать, Нина Гавриловна Калашникова, работала преподавателем русского языка и литературы.
Атмосфера в доме Агишевых была творческая и вдохновляющая. Роза с ранних лет тянулась к искусству, особенно к музыке и танцам. Она часами пропадала в детской музыкальной школе, обучаясь игре на фортепиано.
Ташкент 1930-х годов был многонациональным и колоритным городом, где переплетались разные культуры и традиции. Роза росла в окружении друзей разных национальностей, что сформировало в ней открытость и толерантность к другим народам.
Однако в 1941 году началась Великая Отечественная война, которая омрачила беззаботное детство Розы. Ее мир, казалось бы, рухнул в одночасье, и ей пришлось столкнуться с новыми трудностями и испытаниями.
Переезд в Казахстан во время ВОВ
В годы Великой Отечественной войны многие семьи были вынуждены покинуть родные места из-за угрозы оккупации. Семья Розы Агишевой оказалась среди тех, кто отправился в эвакуацию в Казахскую ССР.
В 1941 году, когда началась война, Розе было всего 12 лет. Вместе с матерью и двумя братьями она отправилась на поезде из Москвы в Алма-Ату. Дорога была долгой и тяжелой, вагоны были переполнены, часто приходилось сидеть на своих вещах в тесноте и духоте.
К тому времени, когда семья Агишевых добралась до Алма-Аты, там уже находилось множество эвакуированных. Город существенно вырос, было трудно найти жилье и работу. Но семья Розы справилась со всеми трудностями благодаря своей сплоченности и трудолюбию.
Актерская Карьера
О карьере Розы Агишевой (Калашниковой) как актрисы написано немало. Ей посвящены статьи в газетах и журналах, есть отдельный раздел в Википедии. Однако не все факты из ее жизни и творчества известны широкой публике.
Роза была очень талантливой актрисой. Она обладала яркой внешностью, незаурядным дарованием и сильным характером. Еще будучи студенткой, она начала сниматься в кино и играла в театре.
Ее дебют в кино состоялся в 1941 году в фильме “Боевой киносборник № 8”. А в 1943 году она снялась в фильме “Зоя”, который был встречен публикой и критиками с восторгом.
В 1945 году Роза Агишева (Калашникова) была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая молодая актриса, сыгравшая возрастную роль.
В послевоенные годы Роза продолжала активно сниматься в кино и играть в театре. Она была одной из ведущих актрис Театра имени Евг. Вахтангова. Роза Агишева (Калашникова) сыграла более 100 ролей в кино и театре. Среди них такие известные фильмы, как “Поезд идет на восток”, “Три встречи”, “Невеста”, “Гусарская баллада”, “Винтовка в лесу”, “Женщины” и другие.
Роза Агишева (Калашникова) была дружна со многими известными актерами и режиссерами, в том числе с Саркисом Эдвардсом, Сергеем Герасимовым, Тамарой Макаровой, Всеволодом Санаевым, Михаилом Ульяновым и другими.
Роза Агишева (Калашникова) умерла в 2018 году в возрасте 96 лет. Она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Путь в профессию
Роза с детства мечтала о карьере артистки. Она взахлеб читала книги, записывалась в различные творческие кружки, участвовала в школьных спектаклях. Ее талант не остался незамеченным: учителя и одноклассники восхищались ее артистизмом и выразительной речью.
После окончания школы Роза решила поступить в Саратовское театральное училище. Однако судьба распорядилась иначе: она не прошла конкурс. Но девушка не сдалась. Она отправилась в Москву и поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Именно там ее талант раскрылся в полной мере.
Роль, принесшая признание
Роза Агишева прославилась после экранизации романа Айтматова “И дольше века длится день”. Режиссер Болотбека Шамшиев утвердил ее на роль Асель на кинопробах в 1968 году, хотя Роза не имела актерского опыта. На тот момент ей было 22 года.
Этой ролью Агишева покорила сердца зрителей. Чистое и светлое чувство Асель к герою Кириеву, ее сила и мужество перед лицом жизненных испытаний сделали эту роль символом идеала киргизской женщины в советское время.
За работу в фильме Роза Агишева была удостоена многочисленных наград, в том числе Государственной премии СССР и Премии Ленинского комсомола. Фильм, в котором она сыграла, получил Серебряный приз Московского международного кинофестиваля и стал одной из самых известных киргизских картин.
Успех Асель в кино имел огромное влияние на карьеру Агишевой. Она сыграла еще несколько ролей в театре и кино, но именно Асель принесла ей широкую известность и любовь публики.
Незабываемые образы на экране
Роза Агишева за свою карьеру создала ряд запоминающихся образов, которые до сих пор остаются в памяти зрителей. Ей удавалось филигранно передать широкий спектр эмоций и качеств своих героинь, будь то драма, комедия или трагедия.
Съемки картины “Начальник станции” (1967) стали для актрисы настоящим прорывом. Роль крепкой и волевой женщины, отчаянно сражающейся за счастье и независимость, принесла Агишевой всенародную славу и признание. Героиня фильма, Катя Мурашова, стала воплощением женской стойкости и жизнелюбия, а сама актриса навсегда вошла в историю советского кинематографа как одна из лучших исполнительниц ролей сильных и независимых женщин.
Агишева обладала редким талантом перевоплощения. Не менее запоминающейся стала сыгранная ею в том же году роль в фильме “Ташкент – город хлебный” – самоотверженной и трудолюбивой Татьяны Никитиной, мужественно преодолевающей испытания судьбы. Актрисе удалось с большой точностью передать характер простой советской женщины-труженицы, ежедневно приносящей пользу своей стране.
С каждой новой ролью Агишева открывала новые грани своего таланта. В фильме “Стряпуха” (1965) она предстала в образе молодой женщины, вынужденной бороться с предрассудками и коварством окружающих. А в ленте “Дело было в Пенькове” (1957) актриса блестяще сыграла роль матери – сильной и любящей женщины, достойно встречающей все трудности жизни.
Личная Жизнь
В личной жизни Роза Агишева придерживалась определенных принципов. Первым ее мужем стал Никита Калашников, с которым она прожила много лет. Однако позже их брак распался. Второй раз Роза вышла замуж уже после сорока лет, однако и этот союз не продлился долго в силу разных обстоятельств.
В целом, Роза вела закрытую личную жизнь, и о ее отношениях с противоположным полом известно мало. В последние годы своей жизни она состояла в браке с бизнесменом Булатом, который был моложе ее на 10 лет. В окружении актрисы не было близких друзей, да и родные общались с ней редко. Некоторые связывали это с ее гордым характером и некоторой закрытостью. Несмотря на успешную карьеру и узнаваемость, в последние годы жизни Роза Агишева чувствовала себя одинокой.
Любовь к супругу-художнику
Любовь была не просто чувством, а всем смыслом жизни Розы. Она восхищалась талантом Калашникова и поддерживала его во всех творческих начинаниях.
Их семейная жизнь напоминала бесконечный диалог кисти и пера, где каждый дополнял и вдохновлял другого.
Роза писала стихи, посвященные красоте картин мужа, которые, в свою очередь, часто становились иллюстрациями к ее рассказам. Они жили в гармонии, разделяя общую страсть к искусству и друг к другу.
